Бурлаки на Волге
Репин И.Е.
88

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Бурлаки на Волге

Репин И.Е.
Время создания
1870–1873 годы
Размер
131,5x281 см
Техника
Холст, масло
Выставка
Шедевры Русского музея
Каталог выставки
88

Об экспонате

#8
Репин И.Е.
Бурлаки на Волге
#4
В 1868 году Илья Репин, еще будучи студентом Академии художеств, впервые увидел на Неве бурлаков. Бурлаками называли наёмных рабочих, которые в сезоны «большой воды» тянули на себе судна против течения с помощью бечевы. Молодой художник был поражён зрелищем впряжённых в лямку людей — грязных, оборванных и резко контрастирующих с нарядной публикой.
#9
В то время Репин, как и все академисты, писал картины в основном на библейские сюжеты. Но увиденное так впечатлило его, что он решил создать монументальное полотно о современной жизни российского народа. Так началась новая эпоха в истории российского искусства — эпоха реализма.
#10
Живописец отправился на Волгу, чтобы больше узнать о бурлацком труде. В Самарской области он знакомился с бурлаками, расспрашивал их во время отдыха, а во время работы шагал рядом и делал наброски.
#5
Репин И. Е. Бурлаки. 1870. Эскиз. Государственный Русский музей.
#6
Так вырисовывались персонажи будущей картины. Любимый герой самого Репина — расстриженный священник Канин — «шишка», то есть самый опытный работник, идущий во главе. Злобный Илька-моряк смотрит прямо в глаза зрителям. Молодой непокорный парень Ларька — в изодранной рубахе. Безразличный к окружающему миру курильщик трубки.
#11
Илья Репин. Бурлак. Холст, масло. Эскиз. 1870. Государственный Русский музей.
#7
Однако автор не стремился вызывать у зрителей жалость и сочувствие к бурлакам или обличить современные порядки. Он сосредоточился на личностях самих людей. Каждого из одиннадцати героев Репин наделил своим характером, внутренним миром.
#12
Илья Репин. Бурлак (голова). Бумага, карандаш. Эскиз. 1870. Государственный Русский музей.
#13
В 1873 году «Бурлаков» показали на выставке в Санкт-Петербурге. Картина вызвала противоречивые отклики. С точки зрения коллег-академистов, искусство должно было быть вечным, а не отражать социальные приметы времени. Уже пожилой и очень уважаемый художник Фёдор Бруни назвал полотно «величайшей профанацией искусства».
#14
Реалистическая картина особенно сильно контрастировала с академическим полотном «Грешница» Генриха Семирадского. Зрители и критики даже разделились на два лагеря поклонников Репина и Семирадского.
#15
Генрих Семирадский. Грешница. Холст, масло. 1873. Государственный Русский музей.
#16
На Всемирной выставке в Вене российского министра путей сообщения возмутило то, что на момент создания картины уже широко использовали пароходы. В эпоху прогресса и машинного труда международной публике показали бурлацкий труд.
#17
«Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? <…> Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!»
— отчитывал автора министр.
#18
Впрочем, восторженных откликов было не меньше. Среди тех, кто сравнивал «Бурлаков» с реализмом произведений Гоголя, были авторитетный критик Владимир Стасов, художник Иван Крамской, которого Репин называл своим учителем. Достоевский восхищался разнообразием характеров и тем, как жизненно их изобразил автор.

«Бурлаки на Волге» стали первым значительным произведением в творчестве Репина. О художнике заговорили и в России, и в Европе как о новом явлении в искусстве. Картину купил великий князь Владимир Александрович, коллекционер и меценат, позже президент Академии художеств. До 1918 года она украшала бильярдную комнату в его петербургском дворце. <br>
#19
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бурлаки на Волге

Репин И.Е.
Время создания
1870–1873 годы
Размер
131,5x281 см
Техника
Холст, масло
88

Музей дома

Шедевры коллекций российских музеев в вашей гостиной.
Только на iOS 13+

Репин И.Е. Коллекция работ

Бельгийский король Альберт
Самарский областной художественный музей
Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Запорожцы
Государственный Русский музей
Торжественное заседание Государственного совета
Государственный Русский музей
Приезд Николая Пирогова в Москву
Военно-медицинский музей
Портрет О.С. Александровой-Гейнс
Музей изобразительных искусств Татарстана
Мужичок из робких
Приморская государственная картинная галерея
Бурлаки на Волге
Государственный Русский музей
Парижское кафе
Еврейский музей и Центр толерантности
Портрет актрисы Л.Н. Сазоновой-Шуваловой
Ростовский музей изобразительных искусств
Пушкин на берегу Черного моря
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Бюст Николая Пирогова
Военно-медицинский музей
Нищая
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Топ-100