Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Пушкин в творчестве Репина и его учеников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Пушкин на берегу Черного моря

Время создания
1887
Размер
232x162 см
232,5х162 см
Техника
картина
7
Открыть в приложении
#1
Репин И.Е. 
Пушкин на берегу Черного моря (Прощай, свободная стихия!)
#2
В 1940 году из Государственного Ленинградского Академического театра (Александринского) в фонды Всесоюзного музея А.С. Пушкина поступила картина, написанная двумя выдающимися русскими художниками И.К. Айвазовским и И.Е. Репиным, — «Пушкин на берегу Черного моря» («Прощай, свободная стихия!»). Это большое полотно (232×162 см), на котором изображен А.С. Пушкин на берегу Черного моря перед отъездом из Одессы в Михайловское.
#3
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
А.С. Пушкин. «К морю» (1824)
#4
Берег моря. Справа — часть скалы, у подножия которой, опираясь на ее выступ, одетый в темный плащ с развевающейся пелериной, сняв шляпу и подставив лицо ветру, стоит А.С. Пушкин. Перед ним — бушующая стихия: волны, бьющиеся о скалы, небо в грозовых тучах.

В подзаголовке картины — первая строка пушкинского стихотворения «Прощай, свободная стихия!» — итог размышлений Пушкина-романтика о свободе, с которой у поэта ассоциируется образ моря, неуправляемой природной стихии. Но это и аллегория свободы политической и свободы личной… «Свободная стихия» — психологический символ, передающий внутренний мир поэта. Да и сам художник — мастер классического пейзажа, маринист-романтик, воплощающий в своих полотнах красоту и мощь морской стихии.

Айвазовский создал своеобразную крымскую пушкиниану: «Пушкин у Гурзуфских скал», «Пушкин на берегу моря», «А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».

Изображения Пушкина на этих картинах вряд ли можно назвать «портретами» поэта. Сам Айвазовский, к тому времени известный пейзажист и маринист, трезво оценивал свои возможности портретиста.
Идея написать Пушкина на фоне бушующего моря вместе с известным портретистом И. Е. Репиным принадлежала Айвазовскому. Репин, в свойственной ему манере, так отозвался о своем участии в создании картины: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

Картина создана в 1887 году, в год пятидесятилетия со дня гибели Пушкина. Айвазовский всю жизнь помнил о своей единственной встрече с поэтом в сентябре 1836 года на традиционной осенней выставке в Академии художеств, куда Пушкин приезжал со своей женой Натальей Николаевной. Айвазовский через шестьдесят лет после этой знаменательной встречи вспоминал, как ученики Академии и молодые художники окружили Пушкина, как его, девятнадцатилетнего выпускника Академии, получившего золотую медаль, представили поэту. 
#5
Тогда во время нашего разговора, я его хорошо рассмотрел… Теперь я могу пересчитать на пальцах тех лиц, которые помнят поэта: их осталось немного, а я вдобавок был им любезно принят и приглашен к нему ласковой и любезной красавицей Натальей Николаевной, которая нашла, почему-то, во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…
#6
Внешнее сходство художника и поэта подтверждают и строки из письма близкого друга Пушкина П.А. Вяземского историку М. Погодину: 
#7
Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А.С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…
#8
Уже после гибели Пушкина Айвазовский поддерживал отношения с его вдовой, Н.Н. Ланской, которая бывала в его мастерской. Сам Айвазовский навещал семейство Пушкиных-Ланских на их даче на островах, расспрашивал о поэте. В знак искренней дружбы художник подарил Наталье Николаевне одну из своих картин — «Лунная ночь у взморья», сделав на обороте полотна дарственную надпись: «На память Наталии Ланской от Айвазовского. 1-го Генваря 1847 года. С.-Петербург».
#9
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Пушкин на берегу Черного моря

Время создания
1887
Размер
232x162 см
232,5х162 см
Техника
картина
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Репин И.Е. Коллекция работ

Приезд Николая Пирогова в Москву
Приезд Николая Пирогова в Москву
Военно-медицинский музей
Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Государственный Русский музей
Девочка с букетом
Девочка с букетом
Музей Академии художеств
Бюст Николая Пирогова
Бюст Николая Пирогова
Военно-медицинский музей
Иван Грозный и его сын Иван
Иван Грозный и его сын Иван
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Иуда Искариотский
Иуда Искариотский
Острогожский историко-художественный музей
Портрет Леонида Андреева
Портрет Леонида Андреева
Тверская областная картинная галерея
Портрет В.В. Стасова
Портрет В.В. Стасова
Государственный Русский музей
Торжественное заседание Государственного совета
Торжественное заседание Государственного совета
Государственный Русский музей
Письмо к П.М. Свободину
Письмо к П.М. Свободину
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет актрисы Л.Н. Сазоновой-Шуваловой
Портрет актрисы Л.Н. Сазоновой-Шуваловой
Ростовский музей изобразительных искусств
Портрет княгини М.К. Тенишевой
Портрет княгини М.К. Тенишевой
Музей Академии художеств
Портрет Алеши Репина
Портрет Алеши Репина
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной
Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Государственный Русский музей
Парижское кафе
Парижское кафе
Еврейский музей и Центр толерантности
Запорожец
Запорожец
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Нищая!
Нищая!
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва
Мужичок из робких
Мужичок из робких
Приморская картинная галерея
Бельгийский король Альберт
Бельгийский король Альберт
Самарский областной художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%