Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Переход Суворова через Альпы

Время создания
1899 год
Размер
495x373 см
Техника
Холст, масло
83
Открыть в приложении
#2
Переход российского войска через швейцарские Альпы был беспрецедентным. Никто — ни до, ни после — не совершал этого в зимнее время. Однако у полководца Александра Суворова не было другого выхода: Россия должна была выполнить союзнические обязательства перед Австрией в войне против Франции.

#6
Художник Василий Суриков выбрал для своего полотна один из самых драматичных моментов швейцарского похода — спуск с хребта Паникс. Этот перевал был последним и наиболее тяжёлым. Армия преодолевала его около суток — и это после нескольких других горных переходов и многочисленных сражений. Военным приходилось бросать провиант и орудия. Погибло множество солдат и ещё больше французских пленных.
#10
Живописец изобразил российское войско в едином порыве — несмотря ни на что идти вперёд. Суворов был гениальным полководцем, который не проиграл ни одного сражения за всю жизнь. Он заботился о солдатах, а они в свою очередь были готовы следовать любому его призыву.
Василий Суриков. Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
#5
В картине художник запечатлел самые разные эмоции воинов. Кто-то сосредоточен на спуске, кто-то мрачно-серьёзен, в задних рядах преобладает тревога и даже страх. Командир на белом коне спокоен, он с юмором подбадривает войско. Суриков сам называл свою картину «подвигом под шутку полководца». В ответ двое молодых бойцов широко улыбаются.
#11
Василий Суриков. Солдат спускается со снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
Для живописца важнее всего было раскрыть морально-психологическое состояние участников события. Он мастерски передал атмосферу благодаря разнообразию мимики, жестов и поз спускающихся по льду людей. Картина производит впечатление той самой необъяснимой удали русской армии, которой боялись противники на протяжении столетий.
#12
Ради этого Суриков пренебрёг некоторыми историческими деталями. Василий Верещагин, художник-баталист и знаток военного дела, осудил автора за ошибки. Так, солдаты не могли съезжать с горы с оголёнными штыками, конь не стал бы подходить так близко к пропасти. Но Суриков сознательно уходил от реалистичности ради художественной правды, которая «выше правды жизни».
#7
Композиция полотна оригинальна для живописи XIX века. Такие масштабные работы со множеством персонажей всегда писали горизонтально, но художник перевернул холст, чтобы усилить ощущение стремительного и неудержимого движения вниз. По той же причине он как бы обрезал края, показав только фрагмент общего действия.
Василий Суриков. Солдат спускается со снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
#8
Суриков работал над картиной около четырёх лет. Он прорабатывал черты персонажей, писал этюды со своих современников, ездил в Швейцарию, где также делал эскизы. Художник даже сам проходил небольшие перевалы в Альпах и пробовал скатываться со снежных склонов, чтобы понять, что испытывали участники перехода.
#9
Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Холст, масло. 1899. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
В 1899 году живописец завершил полотно — ровно через сто лет после швейцарского похода Суворова. В том же году картину купил Николай II для недавно учреждённого Русского музея.
#14
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Переход Суворова через Альпы

Время создания
1899 год
Размер
495x373 см
Техника
Холст, масло
83
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Государственный Русский музей
Голова Марии
Голова Марии
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет Оли Суриковой
Портрет Оли Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Голова Степана Разина
Голова Степана Разина
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Боярышня
Боярышня
Приморская картинная галерея
Крест предвыносной патриарха Никона
Крест предвыносной патриарха Никона
Музей Москвы
Этюд «Море»
Этюд «Море»
Муромский историко-художественный музей
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Автопортрет
Автопортрет
Государственный Русский музей
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Калужский музей изобразительных искусств
Человек с больной рукой
Человек с больной рукой
Государственный Русский музей
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Девушка с косами
Девушка с косами
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Милосердный самарянин
Милосердный самарянин
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Голова царевны
Голова царевны
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Старик – огородник
Старик – огородник
Государственный Русский музей
Большой морской маскарад в 1722 году
Большой морской маскарад в 1722 году
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%