Братина в «псевдорусском стиле»
Бём Е.М.
11
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русский стиль: от историзма к модерну»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Братина в «псевдорусском стиле»

Бём Е.М.
Время создания
До 1893 года
Размер
17,5x20 см
Техника
Стекло трехслойное (бесцветное, молочное, голубое), эмаль черная, эмаль охристая, выдувание, роспись эмалями, роспись золотом
11
#3
Бём Е.М.
Братина в «псевдорусском стиле»
#2
В экспозиции представлена братина в псевдорусском стиле авторства Елизаветы Бём. Братиной называют большой сосуд, в котором начиная с XVI века на пирах подавали алкогольные напитки — «на всю братию».

Одно из основных направлений, составляющих русский стиль, связано с поиском национальных корней в народном крестьянском творчестве, что отчетливо проявилось в декоре предметов 1860-х — начала 1890-х годов. Изделия, созданные в псевдорусском стиле, имеют традиционные для России формы бытовой утвари с расписным и резным орнаментом и национальной вышивкой. В это время выпускали разнообразные сосуды — ковши, кружки, графины, братины, солонки, сахарницы, источником вдохновения для которых было народное декоративно-прикладное искусство. 

Подобные изделия выпускались и на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых по эскизам известной художницы, графика, иллюстратора Елизаветы Бём (1843–1914). Многие знают Елизавету Бём как автора живописных открыток с изображениями сценок из жизни деревенских ребятишек. До сих пор образы, созданные художницей для дореволюционных открыток, воспроизводятся большими тиражами. С 1890-х годов, после визита на Дятьковский хрустальный завод, где директором был ее брат, Елизавета Бём стала создавать эскизы для произведений из стекла, которые имели большой успех и получали признание на многочисленных выставках, например на Всемирных выставках в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900 году. 

Помимо этого, Елизавета Бём создавала формы для посуды, ориентируясь на древнерусские образцы: чарки, ковши, братины. Как правило, сама расписывая изделия, художница оставляла среди орнамента разнообразные русские пословицы и поговорки, юмористические надписи, короткие стихи. На рубеже XIX–XX веков Бём была одной из немногих профессиональных художниц, работавших в технике росписи по стеклу. 

Братина с надписью «Чару пить здраву быть», созданная по ее эскизу, изготовлена на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых в конце XIX века из трехслойного стекла (бесцветного, молочного и голубого) и расписана черной и охристой эмалью с золотом. Это одна из самых известных работ Бём в стекле в псевдорусском стиле, которая выпускалась также из стекла других цветов и с другими вариантами росписи. 
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Братина в «псевдорусском стиле»

Бём Е.М.
Время создания
До 1893 года
Размер
17,5x20 см
Техника
Стекло трехслойное (бесцветное, молочное, голубое), эмаль черная, эмаль охристая, выдувание, роспись эмалями, роспись золотом
11

Музей дома

Шедевры коллекций российских музеев в вашей гостиной.
Только на iOS 13+
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
Топ-100