Во второй половине ХIХ века масштабы производства на Дятьковском хрустальном заводе расширяются, устанавливается новейшее оборудование, совершенствуются технологии, возникают разнообразные подходы к формам и декору предметов.
В этот период в декоративно-прикладном искусстве наблюдается небывалое ранее увлечение русской народной тематикой, которая находит живое отражение в изделиях завода. Наиболее яркое проявление «русского стиля» было связано с творчеством Елизаветы Меркурьевны Бём. Принимая за основу посудные формы допетровской Руси — братины, чарки, ковши, художница создает на заводе свои знаменитые произведения, которые завоевывают не только российское, но и международное признание.
В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления, с дальнейшей росписью высокими эмалями. Предметы этого сервиза словно выросли из толщи льда, о чем говорят пробки в виде кристаллов льда с пузырьками, застывшими внутри, и такого же характера толстый залив дна основания стакана. Вся матовая, будто запотевшая поверхность предметов, расписана тонкими звездочками снежинок, а верхние части расписаны рельефно с эффектом растекания, как бы оплыва белой эмали.
Опоясывает кувшин надпись, входящая неотъемлемой частью в декор изделия: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студеной водицы». Использование русских пословиц и поговорок в декоре изделий — прием, характерный для творчества Елизаветы Бём.
Произведения Елизаветы Бём, которые завод выпускал как «не прейскурантные» (то есть ограниченным тиражом) пользовались огромным успехом, не только потому, что они отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что они были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. Объяснение успеха ее творчества таится и в том, что его главные истоки в глубоком изучении и восприятии народного искусства и наследия дятьковских мастеров-стеклоделов.
В лице Е. М. Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.
В этот период в декоративно-прикладном искусстве наблюдается небывалое ранее увлечение русской народной тематикой, которая находит живое отражение в изделиях завода. Наиболее яркое проявление «русского стиля» было связано с творчеством Елизаветы Меркурьевны Бём. Принимая за основу посудные формы допетровской Руси — братины, чарки, ковши, художница создает на заводе свои знаменитые произведения, которые завоевывают не только российское, но и международное признание.
В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления, с дальнейшей росписью высокими эмалями. Предметы этого сервиза словно выросли из толщи льда, о чем говорят пробки в виде кристаллов льда с пузырьками, застывшими внутри, и такого же характера толстый залив дна основания стакана. Вся матовая, будто запотевшая поверхность предметов, расписана тонкими звездочками снежинок, а верхние части расписаны рельефно с эффектом растекания, как бы оплыва белой эмали.
Опоясывает кувшин надпись, входящая неотъемлемой частью в декор изделия: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студеной водицы». Использование русских пословиц и поговорок в декоре изделий — прием, характерный для творчества Елизаветы Бём.
Произведения Елизаветы Бём, которые завод выпускал как «не прейскурантные» (то есть ограниченным тиражом) пользовались огромным успехом, не только потому, что они отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что они были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. Объяснение успеха ее творчества таится и в том, что его главные истоки в глубоком изучении и восприятии народного искусства и наследия дятьковских мастеров-стеклоделов.
В лице Е. М. Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.