Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Московский дом Шаляпина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Эскиз костюма Мефистофеля

Время создания
1897 год
Место создания
Российская империя, Москва
Размер
33,5x15 см
Техника
бумага, карандаш, акварель
0
Открыть в приложении
#2
Фёдор Иванович Шаляпин был утонченным мастером сценического перевоплощения. Созданные им образы Ивана Грозного, Бориса Годунова, Ивана Сусанина, Дон Кихота и многие другие давно причислены к величайшим шедеврам мирового искусства. В работе над образом Шаляпину нередко помогали русские живописцы.

Заметный след в его творческой биографии оставил Василий Дмитриевич Поленов. Он прекрасно понимал специфику работы театрального художника и виртуозно сочетал необходимую для этого вида искусства обобщенность с использованием приемов пленэрной живописи. Он принимал детальное участие в постановках Частной русской оперы, где и познакомился с молодым певцом. В то время Фёдор Иванович покинул сцену Мариинского театра ради театра Мамонтова и приобрел ценную возможность самостоятельной творческой работы.

Так, Шаляпин решил изменить традиционный сценический облик Мефистофеля. В книге «Страницы из моей жизни» артист подробно восстановил этот немаловажный в его биографии эпизод. «Нужно было петь Мефистофеля в „Фаусте“, — вспоминал Шаляпин, — я сказал Мамонтову, что роль Мефистофеля, как я играл ее до сей поры, не удовлетворяет меня. Я вижу этот образ иначе, в другом костюме и гриме, и я хотел бы отступить от театральной традиции». По гравюре известного немецкого живописца Вильгельма Каульбаха был сделан новый костюм, и сам Шаляпин придумал грим. Взамен примелькавшегося «кавалера» в полубалетном костюме на сцене появился Мефистофель, внешний облик которого определял сущность этого образа. Поленов одобрительно отнесся к нововведениям, но, прекрасно зная историю европейского Средневековья, отметил неточные детали в костюме Мефистофеля.

Вскоре Поленов сделал эскиз костюма Мефистофеля и подарил его артисту на следующем представлении «Фауста». На рисунке Мефистофель изображен в небогатом, характерном для немецкого Средневековья костюме, в котором историческая достоверность каждой детали сочетается с художественным обобщением. Удлиненная мужская фигура одета в темно-красный колет с прорезями, оранжевый короткий плащ и светло-красные рейтузы-чулки. На голове красный головной убор типа капюшона с узким пером, закрывающий шею.

Один из свидетелей рождения этого нового, необычного для оперной сцены образа, писатель В.С. Мамонтов вспоминал:
#4
Тот, кто имел особое счастье слышать и видеть Шаляпина Мефистофелем в этом сезоне… никогда, я уверен, не забудет созданного им жуткого Мефистофеля — блондина, которым начал завоевывать себе свое всемирно известное имя наш несравненный русский певец.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Эскиз костюма Мефистофеля

Время создания
1897 год
Место создания
Российская империя, Москва
Размер
33,5x15 см
Техника
бумага, карандаш, акварель
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Поленов В.Д. Коллекция работ

Тайная вечеря
Тайная вечеря
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Вифлеем
Вифлеем
Радищевский музей
Комната командующего Рущукским отрядом
Комната командующего Рущукским отрядом
Государственный Русский музей
Ока
Ока
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Мечты (На горе)
Мечты (На горе)
Государственный Русский музей
Голгофа
Голгофа
Вятский художественный музей
Голова старого еврея
Голова старого еврея
Национальный художественный музей Якутии
Жуковка на Клязьме
Жуковка на Клязьме
Калужский музей изобразительных искусств
Мечты
Мечты
Брянский областной художественный музей
Картина «Мечты»
Картина «Мечты»
Муромский историко-художественный музей
Этюд к картине Христос и грешница
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Старая мельница
Старая мельница
Серпуховский историко-художественный музей
Мария пошла в нагорную страну
Мария пошла в нагорную страну
Музей имени М.А. Врубеля
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Музей В.А. Тропинина
Таруса. Золотая Осень
Таруса. Золотая Осень
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Скалы близ Судака
Скалы близ Судака
Дом-музей В.В. Вересаева
Баальбек. Развалины круглого храма
Баальбек. Развалины круглого храма
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Гондола и парусники
Гондола и парусники
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Палестинский монах
Палестинский монах
Ростовский музей изобразительных искусств
Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%