по умолчанию
по умолчанию
по дате добавления
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
Следующие
3
В архиве
Судакская крепость

Судак - перекресток цивилизаций

Постоянная экспозиция
Судакская крепость
Судакская крепость
Телефон
+73656636122
Официальный сайт
http://sudak-museum.ru/
Оставить отзыв о выставке
Выставка «Судак — перекресток цивилизаций» знакомит с культурными традициями народов, населявших Судакский регион с античности до позднего средневековья. В основу выставки легли артефакты разных исторических эпох, найденные на территории крепости археологическими экспедициями разных лет.
Посмотреть все экспонаты

О выставке

#1
Здание музея «Храм с аркадой», в котором расположена археологическая экспозиция 
#2
Выставка «Судак — перекресток цивилизаций» знакомит с культурными традициями народов, населявших Судакский регион с античности до позднего средневековья. 
 
В силу географического положения, исторических условий Юго-Восточный Крым с глубокой древности был перекрестком культур различных племен и народов. Каждая из этнических и религиозно-культурных общностей оставила свой след в истории этого региона. Это легендарные тавры, скифо-сарматы, греки, готы, тюркские народности (хазары, половцы, крымские татары), иудеи, караимы, крымчаки, итальянцы, и наконец — славяне.

В основу выставки легли артефакты разных исторических эпох. Несомненный интерес представляют экспонаты лапидарной коллекции, в которой представлены генуэзские закладные строительные плиты и их фрагменты, византийские, армянские, иудейские, генуэзские, турецкие и татарские надгробия, профилированные архитектурные и строительные детали. 

К моменту основания Судака, на рубеже II–III столетий большая часть центрального и горного Крыма вошла в состав владений Боспорского царства. В ближайшей округе Судака известны несколько поселений, относящихся к этому периоду, в том числе знаменитое своими кладами позднеантичное поселение в селе Дачное (бывший Таракташ). На выставке представлена антропоморфная лепная статуэтка, проливающая свет на религиозные воззрения представителей этого поселения, а также краснолаковая посуда: миски, кубки, чаши.

Название города (в ранних источниках Сугдея, в западноевропейских — Солдайя, в русских — Сурож, в восточных и более поздних Судак) по одной из версий происходит от древнеиранского слова «сугда» — чистый, святой, по другой версии — от самоназвания аланского рода — сугдаев, которое было переселено с предгорий северо-западного Кавказа правителями Боспорского царства для охраны юго-восточного побережья от врагов.

В VI веке крымское побережье от Херсона до Боспора оказалось под властью Византийской империи. При византийском императоре Юстиниане I, правившем в 465-527 годах, на южном берегу Крыма возводится ряд крепостей, в том числе Алустон (совр. Алушта) и Горзувиты (совр. Гурзуф), а также восстанавливается крепостное сооружение в Судаке, на склонах горы носящей среди местного населения название — Крепостная. Доминирующей религией местных жителей становится христианство, а главным языком общения — греческий. Самые ранние сооружения Сугдеи относятся к этому периоду и расположены в портовой части города, у подножия горы Крепостной (пляж современного поселка Уютное) и у куртины № 12.

С конца VII века на большую часть Крымского полуострова распространилась власть Хазарского каганата — крупнейшего государственного образования того времени на территории Восточной Европы. Сугдея, на тот момент, крупнейший центр международной торговли между Востоком и Средиземноморьем, берется под контроль и становится ставкой хазарского наместника — тудуна, с 10-и тысячным отрядом хазарских воинов. 
Проникавшие в Крым кочевые ираноязычные и тюркоязычные племена постепенно переходят к оседлой жизни, осваивая близлежащие территории Сугдеи и ее окрестностей.

Аналогичные процессы происходят и в других частях Юго-Восточного Крыма, в частности, на плато Тепсень близ поселка Коктебель. Быт населения приобретает Византийские черты. К этому периоду относится представленная на выставке сердоликовая гемма — вставка в перстень с изображением символа христианства — рыб.

После распада Хазарского каганата в IX в. Сугдея попадает под власть степняков-половцев. В конце Х века полнота власти в Юго-Восточном Крыму снова переходит к Византии. В этот период в городе укрепляется линия оборонительных сооружений, начинается застройка внутрикрепостного пространства культовыми, жилыми и складскими помещениями. Растет число торговых операций и сделок, увеличивается население. 

Наивысший расцвет города пришелся на X–XIII столетия. Он становится крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья. К пристаням Сугдеи швартовались корабли всего Средиземноморья, вели торговлю купцы, известные на Руси как «сурожские гости». 

Этот период иллюстрируют следующие артефакты: рельефная икона с изображением Георгия Победоносца, крест-энколпион, модель крестово-купольного храма (реликварий), модель зороастрийского храма, фрагмент фрески с греческой надписью, интереснейшая литейная форма для отливки ювелирных изделий, состав которых говорил о том, что мастер работал на широкий круг лиц: и христиан, и иудеев, и мусульман.

Богатый город не мог не привлечь внимания завоевателей. С конца XI века город попадает под протекторат половцев, в 1226 году его захватывают турки-сельджуки. С 1239 года город подвергается монгольским нашествиям.

Выгодные условия торговли и удобное географическое расположение становятся причиной ожесточенной борьбы за обладание этим портом между разбогатевшими за счет морской торговли итальянских городов Венеции и Генуи. Начинается массовое проникновение латинян в Черное море. Первыми в 70-х годах XIII века в Приморской части города обосновались венецианцы. Дома венецианских колонистов размещались среди других строений на тесной прибрежной площадке у моря. 
 
В 1260 г. генуэзцы покупают у Солхатского наместника часть побережья, где основывают крупную торговую факторию Каффа, где ранее находился античный город Феодосия, и начинают активно обустраивать его. И очень скоро эта фактория Каффа станет самым крупным городом Причерноморья. 

Генуэзцы постепенно захватывают другие города на южном побережье Крыма. В своей деятельности они руководствовались уставами 1260, 1316 и 1449 годов. 19 июля 1365 года город занимает генуэзский отряд. Они прилагают усилия, чтобы ослабить торговое значение города и перенести весь объём товарооборота в главный порт генуэзской метрополии — Каффу. 

Назначаемый из знатных родов консул Солдайи в повседневной жизни города руководствовался и подчинялся консулу Каффы. Тем не менее, начинается строительство и укрепление крепостных башен и стен, общественных цистерн для сбора и хранения воды и других общественных зданий и сооружений. 

Представленная на выставке закладная строительная плита с изображением Богородицы-Одигидрии в свое время находилась при въезде в город над воротами барбакана и датируется 1469 годом, а сосуд «Водолей» выполненный в виде оленя, был поднят во время раскопок в портовой части города. 

30 мая 1475 года в результате разногласий и борьбы за крымский престол между Менгли-Гераем и Нур-Девлетом в Крыму высадился турецкий десант под командованием великого визиря Гедик Ахмет-паши. 

После взятия Каффы (современная Феодосия), основного города генуэзской Газарии, турки захватили и Сугдею. 
Итальянский период средневековой истории Крыма продолжался чуть более двух столетий — от первых генуэзцев, скромно выкупивших в 1265 году кусочек морского побережья на развалинах античной Феодосии и основавших здесь город-порт Каффу, до взятия турками в 1475 г. генуэзской крепости в Солдайе.

Под названием Судак город вошел в состав Османской империи и стал центром судебно-административного округа — кадылыка. С этого момента город постепенно утрачивает свое былое значение торгово-экономического и культурного центра. 

По турецкой переписи 1542 года здесь проживало 248 греческих, 28 армянских и 24 мусульманских семей. Некоторое время на территории крепости находился небольшой турецкий гарнизон. 

В первой половине XVII века с началом военных походов донских и запорожских казаков турецкий гарнизон, а затем и местное население постепенно покидают город, о былой славе которого теперь напоминали только гордо-молчаливые стены крепости.

В августе 1771 года во время первой русско-турецкой войны (1768–1774 годы) Судак без боя занял отряд российских войск. 

Все представленные артефакты — лишь небольшая часть экспозиции в помещении музея «Храм с аркадой», расположенного на территории крепости.
#3
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
По вашему запросу ничего не найденоПопробуйте уточнить параметры поиска
Экспонаты
Найдено: 
Показать все
Выставки
Найдено: 
Показать все
Музеи
Найдено: 
Показать все
%title%
%author%
%organization%
%label%
%title%
%organization%
%dates%
%label%
%title%
%title%
%author%
Топ-100