Шрифт
Цвет
Графика
Венецианов А.Г.
Персона

Венецианов Алексей Гаврилович

Годы жизни: 1780—1847
#15

Художник крестьянской жизни

#16
Алексей Венецианов стал одним из первых живописцев, которые изображали на своих полотнах простых крестьян. Художник прославился картинами бытового жанра, но кроме этого он создавал иконы, портреты и храмовые росписи. Знакомимся с биографией знаменитого мастера XIX века.
#17

Портретист-чиновник

#18
Алексей Венецианов родился в 1780 году в Москве. Предки художника происходили из Греции, семья отца переехала в Россию в первой трети XVIII века. Их стали называть Венециано, что позднее преобразовалось в фамилию Венециановы. Изначально семья принадлежала к дворянскому сословию. Позже они стали жить в Москве, отец занялся торговлей, но большого дохода дело не приносило. В дворянстве Венециановым отказали и причислили к купеческому сословию.

Алексей Венецианов получил образование в частном пансионе в Москве. С ранних лет его увлекала живопись: он рисовал своих родных и знакомых, хотя родители этого занятия не поощряли. После учебы будущий художник поступил на чиновничью службу в Чертежное управление. В 1802 году его перевели в Петербург, где он работал землемером, а затем перешел в Почтовый департамент.

Во время службы Венецианов по-прежнему рисовал, особенно часто создавал портреты масляными красками и пастелью. По вечерам в свободное время художник ходил в Эрмитаж, где копировал картины европейских и русских мастеров. Об этом времени он писал:
#19
Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как-то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо.
#20
В Петербурге живописец познакомился с портретистом Владимиром Боровиковским и стал брать у него уроки. Учитель сетовал на ученика, что тот не всегда следовал академическим методам, а искал свою манеру.

В 1807–1808 годах Алексей Венецианов издавал «Журнал карикатур в лицах», для которого сам создавал иллюстрации. Но вышел всего один номер, и вскоре карикатура «Вельможа» Венецианова вызвала гнев властей: на рисунке был изображен спящий сановник, а у дверей кабинета его ждали просители. Журнал закрыли по распоряжению императора Александра I.
 
В 1809 году Венецианов перешел из Почтового департамента в Лесной. Он хотел совсем отойти от службы и заниматься только искусством. Живописец представил в Академию художеств автопортрет, за который получил степень «назначенный в академики». За следующую работу — портрет педагога Кирилла Головачевского в окружении учеников — мастеру присвоили звание академика.
#8
«Портрет К. И. Головачевского», 1811
#21

«Крестьянский» жанр

#22
В 1815 году Алексей Венецианов женился. Его избранницей стала Марфа Азарьева из обедневшего дворянского рода. Художник продолжал писать картины. В 1818 году он создал серию портретов государственных деятелей и преподнес их в дар императрице Елизавете Петровне. За это государыня пожаловала художнику табакерку из золота.

В 1819 году Венецианов окончательно оставил службу, чтобы заниматься живописью. Вместе с семьей он уехал из Петербурга и поселился в своем имении Сафонково в Тверской губернии. В усадьбе художник наблюдал за буднями крепостных, в его творчестве главными стали темы жизни и труда крестьян: персонажами картин становились женщины и мужчины за работой, на отдыхе, в поле, с детьми.
#14
«Очищение свеклы», 1820
#23
Венецианова принято считать одним из первых русских живописцев, кто обратился к бытовому жанру — изображению повседневных сценок. Например, на картине «Очищение свеклы» мастер запечатлел босую девушку в платке и сарафане, в подол которого она собирает свекольную кожуру. Центральную героиню окружают другие девушки, подростки и дети, они занимают почти всё пространство полотна, а фон за их спинами намечен лишь условно. Эту картину у художника купил император Александр I.

Полотно «Гумно» — одна из самых известных «крестьянских» картин Венецианова. Художник писал ее с натуры в деревенском сарае, но внутри постройки было слишком темно, и Венецианов распорядился убрать одну стену, чтобы достичь нужного освещения. Работа «Гумно» еще при жизни автора вошла в постоянную экспозицию Эрмитажа.
#24

Венециановская школа

#25
На вырученные от продажи картин деньги Алексей Венецианов обучал начинающих художников — как правило, выходцев из крестьян. Живописец призывал их писать с натуры. Если погода не позволяла работать на природе, то ученики рисовали натюрморты.
 
Венецианов участвовал в судьбе своих подопечных: уговаривал помещиков дать вольную способным крепостным или же вовсе выкупал их за свои средства. На эти нужды он даже организовывал в столице сборы денег. Художника материально поддерживал князь Петр Волконский, по его протекции Венецианову присвоили звание «живописец Его Императорского Величества» и назначили постоянное жалованье.

В Академии художеств не поощряли ни подход живописца к искусству, ни его школу: педагоги заведения ориентировались на античность, а не на «крестьянский» жанр. Сам художник не навязывал ученикам академическую манеру, он учил писать жизнь правдиво. За 20 лет он обучил около 70 человек. Многие из них, например Никифор Крылов, Александр Алексеев, Григорий Сорока, стали известными художниками. Живописью занималась и дочь самого Венецианова — Александра.

В начале 1830-х разразилась эпидемия холеры, от которой умерла жена Алексея Венецианова.

Живописец с детьми уехал в Петербург. Там он создавал на заказ портреты и иконы, расписывал храмы, продолжал создавать жанровые картины. В 1839 году он написал полотно «Причащение больной женщины Святых Тайн». На нем мастер изобразил последние минуты прощания: вокруг молодой барыни собрались священники, крестьяне и родные. Подобный сюжет стал характерным для бытовой живописи, к нему позже обращались многие художники.

Последние годы жизни Венецианов провел в своем имении, по-прежнему много работал и занимался с учениками. Художник умер в 1847 году, его похоронили в деревне Дубровской в Тверской губернии. Сейчас она называется в честь живописца — Венецианово.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%