Шрифт
Цвет
Графика
Крамской И.Н.
Персона

Крамской Иван Николаевич

Годы жизни: 1837—1887
#3
Иван Крамской происходил из далекой от искусства семьи. Больших усилий ему стоило получить образование в Академии художеств — одном из самых престижных учебных заведений России. В наши дни Крамской известен как автор полотен «Неизвестная» и «Христос в пустыне».
#4

Студент Академии художеств в Петербурге

#5
Иван Крамской родился в городе Острогожске Воронежской губернии. С ранних лет его увлекало изобразительное искусство, он рисовал карандашами и акварелью. Отец Крамского служил делопроизводителем и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Иван поступил в Острогожское уездное училище, а по окончании учебы устроился писцом в местную думу.
В 15 лет Крамской уехал в Воронеж, где его приняли как подмастерье в артель иконописцев. Он растирал краски и помогал опытным художникам, но вскоре покинул артель и вернулся домой. Художник-самоучка Михаил Тулинов предложил ему ретушировать фотографии, и Крамской согласился. В XIX веке правка фото требовала художественных навыков, мастера использовали кисти, карандаши, тушь и краски. Но Крамскому работа давалась легко. Вскоре он переехал Петербург, где служил в фотоателье Андрея Деньера.

В столице Крамской осваивал академические дисциплины, чтобы подготовиться к поступлению в Императорскую Академию художеств. Он брал уроки рисования с гипсовых фигур. Его набросок головы Лаокоона, персонажа древнегреческой мифологии, оценил Совет Академии — и Крамского зачислили на курс к Алексею Маркову, мастеру исторических картин. Иван осваивал живопись, а также рисовал эскизы к росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Крамской получил две награды Академии — малые серебряную и золотую медали. Вместе с другими лучшими учениками его допустили до творческого конкурса на Большую золотую медаль, которая давала право на оплачиваемую поездку в Европу на шесть лет для совершенствования мастерства. Для конкурса совет Академии назначил тему из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Но студенты хотели писать картины на темы, которые могли бы выбрать сами, а не сюжеты из мифологии и античной истории. 14 из 15 конкурсантов обратились в Совет с прошением об изменении правил, но их просьбы отклонили. Ученики демонстративно покинули экзамен и отказались от конкурса. Это событие вошло в историю русского искусства как «бунт четырнадцати».
#6
…В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден,
— писал Крамской.
#7

Артель художников и Товарищество передвижников

#8
После выпуска студенты оставили мастерские Академии, в которых они работали и жили во время учебы. На новое жилье денег не было, и Крамской предложил единомышленникам создать объединение — Артель художников, чтобы вместе снимать комнаты и работать. Артель стала первым подобным объединением в России. Участники брали заказы, рисовали иллюстрации для книг, давали уроки живописи, а по вечерам у них собирались писатели, музыканты и актеры. Бюджет вели совместно, хозяйством занималась супруга Крамского Софья. Сам живописец находил заказчиков, писал портреты и преподавал в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин.

В конце 1860-х годов Крамской отправился в Европу. Он посещал музеи и знакомился с европейским искусством. По возвращении в Россию он вступил в конфликт с коллегами и вышел из Артели, а вскоре она распалась.

Крамской стал одним из основателей другого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Его участники ездили по стране, показывали публике в провинции свои полотна и продавали их. На первой выставке Крамской представил картину «Майская ночь» (в наши дни она известна под названием «Русалки») по мотивам одноименного произведения Гоголя. На ней он изобразил печальных девушек в белых одеждах, которые расположились на берегу реки в свете луны. Полотно высоко оценили зрители и критики, его купил Павел Третьяков.
#9

Библейские сюжеты и прекрасная незнакомка

#10
Художник создал множество портретов современников — от крестьян до членов императорской семьи. Он писал Ивана Айвазовского, Федора Васильева, Тараса Шевченко, Льва Толстого, Ивана Гончарова и многих других. Также Крамской создавал картины на религиозные и бытовые темы.
В 1872 году мастер завершил работу над полотном «Христос в пустыне». В его основе лежит библейская история. После крещения Иисус провел в пустыне без пищи 40 дней. Его искушал дьявол, предлагал ему земные богатства и хлеб, но Христос выдержал испытание. Крамской задумал эту картину еще во время путешествия по Европе. В галереях и музеях он изучал, как художники разных эпох трактовали этот сюжет, и хотел изобразить его совершенно иначе. Живописец представил одинокую фигуру Христа в глубокой задумчивости на фоне каменистого пейзажа. Он изобразил его как обычного человека, без нимба, израненного и усталого. Картину приобрел Павел Третьяков для своего собрания.

В 1880-е годы публика активно обсуждала полотно Крамского «Неизвестная». На холсте была изображена эффектно одетая женщина в шляпке с перьями, сидящая в коляске, на фоне Аничкова моста Санкт-Петербурга. Зрителей заворожила ее яркая и чувственная красота, а также несколько надменный взгляд. В прессе «Неизвестную» называли «русской Джокондой».

Иван Крамской умер в 1887 году в своей мастерской во время работы. Живописец похоронен в Санкт-Петербурге.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%