Шрифт
Цвет
Графика
архив
Wed Mar 09 2022 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Sun May 29 2022 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#2
Выставка картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина знакомит с одним из самых привлекательных жанров живописи — натюрмортом. В экспозицию включены произведения мастеров XVII–XIX веков ведущих художественных школ Западной Европы, сыгравших важную роль в становлении и развитии этого жанра. На выставке представлены как произведения известных художников, так и редкие работы заново открываемых в наше время живописцев. Многие картины ведут свое происхождение из известных старых собраний: князей Барятинских, Д.И. Щукина, С.И. Щукина, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, И.С. Остроухова. Мир натюрморта — мир реальности, преображенной человеком, изображение вещей, сотворенных руками человека или испытавших его воздействие. Это мир неподвижного или ставшего неподвижным, мир вещей, увиденных вблизи и рассмотренных в деталях.

В натюрморте вещь обретает иное измерение, становится главным элементом композиции, а окружающее пространство превращается в условное обозначение места. Внимание сосредотачивается на предметах, подробно изученных и любовно изображенных, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, наделяется особым сакральным смыслом.

В XVII столетии в Европе жанр переживает расцвет. Тогда были созданы его основные разновидности, иконографические и тематические варианты. На выставке демонстрируются цветочные букеты, Аллегории пяти чувств, плоды и фрукты, «завтраки», «рыбные», охотничьи натюрморты и «Суета сует» или Аллегория бренности. Современники понимали язык вещей и могли буквально прочитать послание, заключенное в изображении. В мире разнообразных предметов находили материальное воплощение духовные понятия и идеи.

Почти во всех натюрмортах XVII века проходит тема живого и мертвого, иногда отчетливо, иногда едва просвечивая сквозь видимую красоту и изобилие. Не случайно тема смерти запечатлена в самом названии этого жанра — nature morte — мертвая натура. Этот термин появился во Франции в XVIII веке. Но есть в натюрмортах не менее важная тема — тема жизни, тихой жизни вещей, когда предметы воссоздают определенную бытовую ситуацию. Изображается накрытый стол с завершенным роскошным завтраком или приготовленная скромная трапеза. Такие картины отражают присутствие человека, становятся носителями человеческих качеств и отношений. Им большее соответствует определение жанра, появившееся в Нидерландах и принятое в немецком и английском языках — Stilleben, still-life — неподвижная натура или тихая жизнь. Как пишет один из авторов XVII века, натюрморты создаются «для удовольствия и для игры» (Самюэл ван Хогстратен). Иными словами, для разгадывания заключенного в них поучительного смысла. Это искусство одновременно и развлекательное и назидательное, светское и религиозное.
На выставке представлены работы художников основных западноевропейских школ, внесших вклад в становление и развитие натюрморта как самостоятельного жанра. В XVII столетии он переживает эпоху расцвета, обретает неповторимые национальные особенности.

В XVIII столетии вещи, входя в повседневный быт, утрачивают свое смысловое значение, из вещи больше себя самой вещь становится просто вещью, чаще — предметом украшения интерьера.

В XIX веке жанр натюрморта демонстрирует разнообразие творческих решений. Художники одного из направлений, существовавшего на протяжении всего столетия и представленного на выставке, стремились сохранить преемственность и возродить традиции «золотого» XVII века. Мастера европейских школ во второй половине столетия французские живописцы, сохраняя лаконичность и простоту композиции, проявляли особый интерес к передаче цвета, света и разнообразию фактур изображаемых предметов, закладывая основы нового художественного языка и взгляда на мир предметов, который определит судьбу этого жанра в искусстве следующего столетия.

Выставка предлагает зрителю увидеть и понять, как бытовое, так и более глубокое образно-смысловое содержание живописных произведений, открыть красоту и тайный смысл окружающего нас мира вещей.
читать дальшескрыть
Оренбургский музей изобразительных искусств
Телефон
+7 (3532 ) 78-38-42
Официальный сайт
http://omizo.ru/
Адрес
г. Оренбург, пер. Каширина, 29
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Отзывы

Оставить отзыв
Оренбургский музей изобразительных искусств
Прекрасная выставка. Комфортное красивое помещение, любезный, приятный персонал. Удобный свет. Современное техническое оснащение — все располагает к тому, что спокойно насладиться выставкой. Очень приятная экспозиция, навевает образы представленной эпохи.

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%