Шрифт
Цвет
Графика
архив
Mon Mar 04 2024 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Mon Apr 22 2024 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#13

Выставка приурочена к 95-летию со дня рождения Хаджумара Сабанова. 


Одни называют наивность самым драгоценным сокровищем, помогающим пережить тяжелые времена. Другие считают, что она никогда не приводит ни к чему хорошему. Но каким бы ни было отношение зрителя к понятию наива, в искусстве он с некоторых пор ценится особенно высоко.

#4

Наивное искусство создается под влиянием импульсов, чаще всего — бессознательных, и имеет необыкновенную силу воздействия на зрителя. Наивные художники редко проявляют себя в молодые годы: обычно рисование только к зрелости становится для них неотъемлемой потребностью, иногда — способом сохранить себя как личность в трудный момент, а иногда — выразить свои мечты, мысли и видения. Как правило не имея не только художественного, но и какого-либо еще образования, эти люди творят, чтобы творить, не подвластные никаким законам и правилам, установленным современной им художественной эпохе. Одним из таких уникальных самодеятельных художников в осетинском искусстве стал Хаджумар Тазеевич Сабанов.

#5

Хаджумар Сабанов 

Будущий художник родился в горном селении Нар Дигорского района Северной Осетии. Сабанов увлекся рисованием еще в начальной школе, но никогда профессионально ему не обучался, интуитивно осваивая материалы на основе наблюдений за жизнью и рассматривания репродукций картин осетинских художников, которые публиковались в журналах и газетах. В общеобразовательной школе он проучился всего 4 года — потом наступила Великая Отечественная Война, и учеба была заброшена в пользу работы в колхозе.

В 1945–1946 годах, подобно другим народным мастерам, шестнадцатилетний Хаджумар выполнял из камня надгробные стелы для земляков, погибших в Великой Отечественной войне. В 1947–1948 годах начал вырезать из дерева чаши для пива (кахц) и другие традиционные предметы быта.

#7

В 1962 году семья Хаджумара Сабанова переехала в село Камбилеевское Пригородного района Северной Осетии. Хаджумар здесь работал сначала столяром, затем токарем в сувенирном цехе. Его деревянная посуда и скульптура «Лошадь и волк» были впервые показаны в 1969 году на республиканской выставке самодеятельного искусства.

#8

С юности, занимаясь резьбой по дереву, Хаджумар мечтал стать именно живописцем, но только в 1970 году начал писать картины. Первые произведения, выполненные маслом, («Спящая», «Молодой месяц», «Везут сено», «Крестьянин и абреки», все — 1972 г.) мастер представил на республиканской выставке самодеятельного искусства в 1973 году. Картины привлекли к себе внимание, как самое яркое событие выставки.

#9

Сюжеты произведений Сабанова рождаются из глубин памяти детства — свободной жизни мальчишки среди гор и лесов, таящих образы прекрасных животных, сказочных и фольклорных персонажей, лихих разбойников.


#10

Соприкосновение с городской культурой для художника было связано с творчеством старшего брата Харитона, профессионального графика, и близким соседством села Камбилеевского к столице Северной Осетии, Владикавказу. Доступность литературы по искусству, знакомство в художественном музее с живописными подлинниками и общение с осетинскими художниками, которые с интересом восприняли первые живописные опыты Хаджумара, — все это стало лишь информационным полем, внутри которого сформировался собственный стиль художника. Его представления об изображении трехмерного пространства, воздушной перспективе, композиции воплощаются через специфическое видение мира, присущее наивному искусству. Глубина его пейзажей измеряется высотой горных массивов и парением орлов, воздушная среда окрашивается в цвета заката, а прекрасные животные и герои заняты играми, турнирами, сражениями или просто заполняют райские пейзажи, подобно божьим творениям и первым людям до их изгнания из земного рая.

#11

Хаджумар Сабанов был одним из немногих хранителей народного музыкально-эпического фольклорного наследия. Его сильный голос с характерной тембровой окраской звучал по радио, он был солистом нескольких хоровых коллективов. Сюжеты героической песни и нартовских сказаний составляют одну из интереснейших тематических групп его произведений: «Похищение» («Сказание о Темуре Алсаке»), «За данью», «Крестьянин и абреки», «Свадьба Ацамаза».


Официальное признание мастера выразилось в присвоении ему в 1993 и 1995 годах званий заслуженного и народного художника Северной Осетии. 

#12

Созданная к 95-летию со дня рождения художника выставка «Наив — но» объединила его произведения из двух музейных коллекций: живописные полотна из Художественного музея имени Махарбека Туганова и резные деревянные изделия из Национального музея РСО-Алания.

читать дальшескрыть
Художественный музей имени Махарбека Туганова
Телефон
+7 (8672) 53-01-82
Официальный сайт
https://www.hudmuz15.ru/
Адрес
г. Владикавказ, Проспект Мира, 12
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%