Среди множества теперь уже антикварных вещей жизни и быта наших предков, которые ещё можно найти в старых домах, особенно в избах сельской местности, особое место занимают печатные иконы. Как правило, приобретались они ещё нашими дедами и прадедами в конце XIX — начале XX века.
Почему они были выпущены именно в этот исторический период и откуда появились в наших краях. При внимательном рассмотрении икон мы видим наименование предприятия, где была произведена её печать, год издания, орган цензуры, фамилию и сан священника, допустившего икону к печати. На рубеже XVI–XVII вв. Патриарх Адриан выражал острую озабоченность и тревогу по поводу ввозимых на Русь западными торговцами печатных листов на религиозную тему, дешёвых по цене и не отвечавших православной иконографии, чуждых самому духу русского человека. Однако, уже к XVIII в., западные религиозные гравюры становятся неотъемлемой частью быта широких слоёв русского общества. В это время гравюры из книг (Библия Пискатора) зачастую служат образцами для написания икон и монументальных росписей.
В Германии в 1794 г. был изобретён новый способ размножения черно-белых изображений, названный — литография, позволявший выполнить несколько тысяч экземпляров одинаковых изображений. В начале XIX в. с быстрым техническим прогрессом появляется новый способ печати — хромолитография. Это усовершенствованный способ литографии, позволивший получить цветное изображение.
В 30–40-х годах XIX в. в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни. Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа. В селе Мстёра (Владимирская губерния) в 1858 г. появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX в., и не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.
Традиционная русская потребность в большом количестве икон, нашла отражение к концу XIX в. в печатной индустрии. С 1870 г. на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе.
Набор цветных литографий, представленных на выставке принадлежал Рочевой Надежде Петровне, жительнице села Петрунь. Литографии были закуплены в Мохче в начале 1900 года. Рочева Надежда Петровна мать братьев Батмановых Федора, Алексея и Якова первых пионеров села, первых комсомольцев села, первых представителей советской интеллигенции. Все братья погибли во время Великой Отечественной войны.
Почему они были выпущены именно в этот исторический период и откуда появились в наших краях. При внимательном рассмотрении икон мы видим наименование предприятия, где была произведена её печать, год издания, орган цензуры, фамилию и сан священника, допустившего икону к печати. На рубеже XVI–XVII вв. Патриарх Адриан выражал острую озабоченность и тревогу по поводу ввозимых на Русь западными торговцами печатных листов на религиозную тему, дешёвых по цене и не отвечавших православной иконографии, чуждых самому духу русского человека. Однако, уже к XVIII в., западные религиозные гравюры становятся неотъемлемой частью быта широких слоёв русского общества. В это время гравюры из книг (Библия Пискатора) зачастую служат образцами для написания икон и монументальных росписей.
В Германии в 1794 г. был изобретён новый способ размножения черно-белых изображений, названный — литография, позволявший выполнить несколько тысяч экземпляров одинаковых изображений. В начале XIX в. с быстрым техническим прогрессом появляется новый способ печати — хромолитография. Это усовершенствованный способ литографии, позволивший получить цветное изображение.
В 30–40-х годах XIX в. в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни. Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа. В селе Мстёра (Владимирская губерния) в 1858 г. появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX в., и не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.
Традиционная русская потребность в большом количестве икон, нашла отражение к концу XIX в. в печатной индустрии. С 1870 г. на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе.
Набор цветных литографий, представленных на выставке принадлежал Рочевой Надежде Петровне, жительнице села Петрунь. Литографии были закуплены в Мохче в начале 1900 года. Рочева Надежда Петровна мать братьев Батмановых Федора, Алексея и Якова первых пионеров села, первых комсомольцев села, первых представителей советской интеллигенции. Все братья погибли во время Великой Отечественной войны.